“Сьюзан Вега: объект желания”
Она поёт для меня. Просто пока она ещё не
знает об этом. Естественно, у каждого
своя жизнь и свои планы, но когда я ставлю диск, я чувствую, что она поёт для
меня. Что ж, я слушаю. Может, это просто любовь? Для своего последнего «номерного» альбома
«Девять объектов желания» Сьюзан снялась в стиле
шестидесятых: сидя в «урбанистическом» остроугольном зелёном кресле с зелёным
яблоком в руке. Люблю смотреть на эту фотографию, и это не просто любовь.
В нашей стране Сьюзан
Вегу знают, в основном, по ремиксу песни «Ресторанчик
Тома» («Tom's Diner»),
которую в 1990 году запустили в свет под названием «О, Сьюзан»
пара парней из Бристоля - команда DNA. Танцевать под Сьюзан
Вегу? Если вам нравится танцевать под звуки городского шума в час пик, то,
пожалуй, это ваша любимая танцевальная музыка. Тем не менее
бутлег DNA получил официальный статус, включён в
сборник лучших вещей Сьюзан 1998 года, и она уверяет,
что просто балдеет от этой версии песни, которая в оригинальном виде впервые
увидела свет вообще без музыкального сопровождения на альбоме “Solitude Standing” в 1987 году. Я бы перевёл название диска не
как «Одинокое положение», а в лоб: «Одиночество стоит». Попробуй открыть окно
или выйти за дверь - оно там тебя поджидает. Оно просачивается в тебя, если ты
останешься дома. Очень надеюсь, что это имеет мало отношения к теперешней Сьюзан.
«Ресторанчик Тома находится в западной части
Манхэттена, недалеко от места, где я живу. Там подают специальный завтрак - два
яйца, тост и кофе. Однажды утром 1982 года моросил дождь, а я в газете
наткнулась на некролог какого-то актёра. Понятия не имею, кто он. Я подумала о смерти,
пропустила газетные новости и прочла свой гороскоп. Кафедральные колокола вдруг
зазвонили, и песня сочинилась сама собой.» Хип-хоп ремикс
DNA вышел как нельзя кстати. Сьюзан находилась в
глубоком личном и творческом кризисе, вызванном фактическим провалом альбома
«Дни открытой руки» (Days Of
Open Hand) по сравнению с
двумя первыми мегаселлерами. Он открыл для Сьюзан новую аудиторию и, рискну
предположить, побудил Сьюзан коренным образом
изменить личную жизнь и музыкальный имидж.
Однако 11 июля 1959 года, в момент рождения Сьюзан
Надин (тогда ещё не Вега) до этих событий было ещё далеко. Ребёнок весом всего
два с половиной фунта (немногим больше килограмма) первые недели жизни проводит
в барокамере. В полгода отец и мать расстаются. Если правда то, что свойства
человеческого характера закладываются в самом нежном возрасте, то ощущения
отверженного человеческого существа, мотивы борьбы слабого человека с
равнодушным миром Сьюзан пронесла через всю
жизнь. Мать Сьюзан,
наполовину немка, наполовину шведка, специалист по информационным технологиям
выходит замуж вторично в 1960 году. За пуэрториканского писателя и учителя Эда Вегу, после чего покидает благословенные калифорнийские
края и перебирается в Нью-Йорк. Ребёнок растёт в латиноамериканской гуще
испанского Гарлема и в 9 лет испытывает первый сознательный шок от новостей о
настоящем и ненастоящем папах. «Это заставило
меня пересмотреть все мои жизненные представления. Я так спокойно ощущала себя
наполовину пуэрториканкой, и на тебе. Оказалось, я белая. Долгое время я вообще
не могла в это поверить.» Ещё одно очко в пользу
равнодушного мира. Однако, именно семья дала Сьюзан
творческий импульс: мать и отчим часто исполняли народные песни, под гитару и
фортепиано. Эд
Вега сам сочинял песни. Всё это в конечном счёте
привело к тому, что девочка в 11 лет первый раз взяла гитару в руки и
попробовала взять первые неловкие аккорды. Через 2 года она уже пробует
сочинять и показывает отчиму свои опусы, который советует ей «не использовать
клише и быть такой милой, как она умеет».
Таким образом, я вплотную подхожу к периоду,
когда фактически и произошло становление Сьюзан Вега
как личности и музыканта под влиянием Пита Сигера, Джоан
Баэз, Пола Саймона,
Леонарда Коэна и других фолк-исполнителей.
Кроме них на будущую фолк-звезду
большое влияиие оказывает джазовая техника
бразильского певца Аустрид Джильберто,
а также произведения писателя Карсона Маккаллерса и художника Эдварда Хоппера. «Человеком, перевернувшим мою жизнь» Сьюзан Вега называет Боба Дилана.
«Я сказала себе, что пойду этой дорогой».
В середине 70-х семья Сьюзан переходит в
буддизм, и это даёт ей новые ощущения в жизни, «чувство надежды внутри
меня». «Я ощущала себя действительно
плохим человеком, потому что со мной всё было не так, чего-то не хватало, часть
меня была где-то далеко. Буддизм позволил мне увидеть свой потенциал.» (Впору самому записаться в буддисты, если он такие вещи с
людьми вытворяет.)
В 16 лет у Сьюзан
был наготове 45-минутный музыкальный материал, состоящий из 15 песен, и она
начинает свои сольные выступления в январе 1976 года в местных церквях. Кроме
этого пытается овладеть параллельными мирами балета в Манхэттенской высшей
школе изобразительных искусств, однако ей это быстро приедается, и она бросает танц-класс. И
слава богу: неизвестно, какой бы она стала танцовщицей, но мир мог бы лишиться
по крайней мере основательницы нескольких музыкальных направлений, связанных с фолком. Следующим
жизненным шагом Сьюзан стала учёба в колледже
Бернарда, где она получает степень по английской литературе. Пока её друзья ломятся на концерты Патти Смит и New York Dolls, Сьюзан
сидит дома, играет на гитаре и слушает записи любимых певцов. Однако на дворе
1979 год, небывалый расцвет панка, особенно в Англии,
куда девушка в первый раз попадает как раз в это время, и где искренний и
спонтанный протест молодёжи против всего света происходит как будто по-настоящему.
Наконец, первый рок-концерт, шоу Лу Рида,
ветерана американского глэма и дедушки американского
же панка. «Его исполнение и песни шокировали,
растревожили меня». Для Сьюзан эффект от концерта
Рида имеет драматические последствия: все последующие песни не имеют ничего
общего с первыми опытами, и среди них: двусмысленная «Cracking» и «Neighborhood Girls». После
окончания колледжа в 1982 году Сьюзан днём работает в
регистратуре, а вечером играет в разных кафе и клубах Гринвич Вилледж. Это продолжается несколько лет, и вскоре публика
начинает специально собираться для того, чтобы послушать необычную
исполнительницу.
Вместе с другими музыкантами она объединяется
в формацию “The Co-Op”, позднее известную как
“Fast Folk Musical Magazine”. Суть формации заключается в
издании журнала вместе с приложенными аудио-записями.
Сигнальный выпуск в феврале 1982 года содержал песню Веги «Cracking»
- её первую запись на виниле. Вплоть до 1984 года Сьюзан
продолжает записывать песни для «Fast Folk». В это время на неё обращают внимание Стив Аддаббо и Рональд Файерштейн,
которые занимаются продюсерством (по некоторым
источникам они просто услышали прогон на радио одной из записей «Fast Folk»). Попытки
заинтересовать звукозаписывающие компании демо-тейпом
Сьюзан с песнями “Cracking”, “Knights Moves”,
“Undertow” были безуспешными, слишком традиционной и
некоммерческой казалась её музыка боссам аудио-индустрии. Это продолжалось до
28 сентября 1984 года, когда провидение, наконец, сыграло на стороне Сьюзан и, в лице обозревателя «New
York Times» Стивена Холдена, представило её как «самый свежий и чистый новый
голос на музыкальной фолк-сцене
Нью-Йорка». Эта статья помогла быстрому заключению контракта Сьюзан Веги и «A&M Records» в
ноябре 1984 года. С этого времени начинается новая и более интересная история Сьюзан, чему я несказанно рад, поскольку от названия песни
«Cracking» у меня самого уже рябит в глазах. В апреле 1985 года выходит первый альбом Сьюзан, названный просто и со вкусом «Сьюзан
Вега». Диск спродюсирован гитаристом Патти Смит Ленни Кайе и Стивом Аддаббо и состоит
из 10 композиций, среди которых пресловутая «Cracking», «Marlene On
The Wall”, “Small Blue
Thing”, “The Queen And
The Soldier”, «Neighborhood
Girls». «Если бы я была маленькой грустной вещью,
какой бы я была?» - задаётся вопросом певица. Когда я это услышал, то подумал,
сколько вопросов такого рода можно задать, например, про маленькую весёлую
вещь, разные большие вещи, и просто сосиски. Альбом с энтузиазмом встречают
музыкальные критики и обозреватели. «Она одарённый мелодист и инстинктивно
умелый певец. Её голос, если необходимо, меняется от
холодно отстранённого до интимного шёпота» («Нью-Йорк Ньюсдей»).
«Нью-Йорк Таймс» называет альбом в своём обзоре «главным достижением». Большим
сюрпризом для боссов «A&M Records», которые рассчитывали максимум на 30000 продаж стал грандиозный успех
дебютного альбома - 250000 продаж в США и полмиллиона в Великобритании, где сингл «Marlene On The Wall»
вошёл в хиты. Сама песня посвящена висящему на стене постеру Марлен Дитрих, чей загадочный имидж всегда
привлекал впечатлительную Сьюзан. В ноябрьском
выпуске 1989 года журнал «Rolling Stone»
включил альбом в свой список лучшей сотни 80-х годов. Спустя два месяца после
выхода диска в свет, Сьюзан дала свой первый концерт с группой и отправилась в гастрольный тур по Японии,
Австралии, Европе и городам США, причём на таких престижных площадках как
Карнеги-холл в Нью-Йорке или Ройял Альберт холл в
Лондоне. Это был безусловный успех. Одновременно в 1986 году Сьюзан пишет
слова для двух частей оркестрового песенного цикла Филипа
Гласса «Песни жидких дней», а также записывает саундтрек «Left Of Center» для фильма «Красотка в
розовом» Джона Хьюза, песню о подростке-нонконформисте, которого в фильме
сыграла Молли Рингуолд.
Выход второго альбома «Solitude
Standing» в 1987 году продемонстрировал возросший
творческий потенциал и музыкальную мощь, превосходящую предыдущий диск Сьюзан. Качество текстов, как всегда безупречно,
аранжировки свежи, а мелодически Сьюзан всегда была
сильна. Альбом показал хорошую форму сопровождающей группы Сьюзан
- большинство мелодий песен написано Сьюзан Вега
совместно с разными музыкантами: басистом Майклом Вискельей, клавишником Антоном Санько, соло-гитаристом Марком Шульманом и ударником
Стивеном Феррера. Безусловная заслуга оставшегося
неизменным продюсерского состава состоит в грандиозном коммерческом успехе
диска и его отдельных песен. Так, самый успешный до сих пор хит Веги «Luka» в августе поднялся
на 3 место в Великобритании, пропустив вперёд только “La Bamba” Los Lobos и “Who’s That
Girl?” Мадонны. И это песня в стиле «фолк»!
В США альбом поднялся на 11 место в «Биллборде», а по
миру разошёлся тиражом под 3 миллиона экземпляров. Образно говоря, своим
альбомом Вега открыла двери к успеху целому поколению женщин, поющих под
гитару: от Трейси Чепмен до
Мишель Шокид. Правда, сама Сьюзан
не считает «Luka» чистым «фолком», скорее вещью в
духе доминирующего саунда поп-музыки 80-х, вроде U2.
«Это следствие стереотипа: девушка, гитара, песня протеста.» Композиция
стала настолько популярной, что с лёгкой руки Beavis
и Butt-head от MTV Вегу во всём мире зовут «птенчиком
Лука». Героиней песни о насилии над детьми. Разумеется, Сьюзан
не имела в виду себя лично, но «Если ты услышишь поздно ночью
/ Какую-то проблему, какую-то борьбу / Не спрашивай меня, что это
было…». Все песни на диске имеют глубоко личный характер, поются от
собственного имени: «Меня зовут Лука…»,
«Меня зовут Калипсо…». Песню «Gypsy» Вега посвятила
своему бойфренду из Ливерпуля, о котором позднее напишет
чудесную балладу «In Liverpool».
На диске представлены также два убедительных номера с пульсирующим роковым
ритмом: “In The
Eye” и заглавная “Solitude Standing”.
Что касается технической стороны вопроса, то звучание альбома не идеально. Диск записывался и микшировался на аналоговом
оборудовании, и на песне, открывающей диск («Tom's Diner»), спетой «а капелла», ощутимо присутствует фоновый
шум. Тем не менее, «Solitude Standing»
очень высоко поднял планку прежде всего для самой Сьюзан. «Luka» получает «Грэмми»
как запись года и песня года, сама Вега номинируется в категории «Лучший
женский вокал». Кроме этого песня собирает урожай наград в 1987 году в
Нью-Йорке (New York Music Awards) как сингл года и как песня года, причём Сьюзан
названа артистом года, лучшим «фолки», а альбом в
целом - лучшим поп-альбомом. Возможно, Сьюзан
слишком уверовала в свои силы, возможно ей показалось,
что коммерция в её песнях взяла верх над искренностью.
Возможно, что так и было. Вместе с клавишником Санько Вега самостоятельно
продюсирует свой третий альбом «Дни открытой руки»,
опубликованный в 1990 году. Это 11 номеров, выдержанных в духе «начала начал».
Неторопливые песни, пропадающие мелодии, нарочитый минимализм аранжировок.
Оформление альбома заслуживает отдельной статьи: изобразительные
авангардистские композиции с подписями «Будущее» и «Часть тела». В буклете
полностью пропущен текст открывающей диск песни «Tired
Of Sleeping» (на её месте -
чёрная полоса). Идея «открытых рук», по-видимому, является ключевой для Сьюзан, поскольку этот элемент оформления до сих пор
встречается в источниках, посвящённых Сьюзан. Нельзя
сказать, что на диске нет находок: мелодичная «Rusted
Pipe» в дальнейшем вновь вдохновит молодцев из DNA на
хип-хоповый ремикс,
аранжированная на стыке попа и фолка «Book Of Dreams»
продолжает традиции предыдущих успешных записей,
элегантная «Room Off The Street» по-гениальному
проста, а «Pilgrimage» напоминает кельтские завороты Кейт Буш. Однако большинство композиций заунывны, зачастую речетативны («Predictions»). Вообще, диск в целом похож на книгу стихов,
сыгранную под гитару. Кстати, на сборник лучших песен 1998 года с этого диска
попала только «Books Of Dreams». Всё это
вынесли только самые преданные поклонники Сьюзан (в
том числе и я), и альбом был продан в количестве 350000 экземпляров. Для дебюта
это было бы неплохо, но на фоне предыдущих работ это был полный провал, который
показал, что Вега находится в творческом тупике. Срочно требовалась «свежая
кровь».
И в 1992 году появляется ошеломляющий
«99,9 по Фаренгейту» (примерно 38 по Цельсию), в названиях песен которого слово
«кровь» повторяется два раза. Будь я сатанистом, я бы
усмотрел в названии альбома мистический смысл, перевернув его вверх ногами. Сьюзан расстаётся с Санько и
знакомится с Митчелом Фроммом,
который до этого продюсировал
Элвиса Костелло и “The Pretenders”.
На свет появляется совершенно необычный, драйвовый
альбом, открывающийся песней “Rock In This
Pocket (Song Of David)”,
аранжированной в стиле «Steely Dan».
Вега ступила на новые, неизвестные для себя территории, комбинируя
индустриальный рок с женским вокальным попом и дремотной психоделией.
Всё это определяют сочетанием «Техно-фолк» или «Индастриэл-фолк». «Мне кажется, я расслабилась и позволила
выйти наружу моей личности». Энергичная
ново-волновая «Blood Make Noise» посвящена поискам родного отца Сьюзан,
баллада «In Liverpool» -
помимо всего прочего, городу «Битлз». Вообще, что-то
роднит диск Веги с «Сержантом Пеппером», помимо этой
песни. Видимо, это атмосфера представления, балагана, даже цирка как стержня
концепции диска. Оформление диска представляет собой набор старых афиш,
приглашающих посмотреть на толстяка и танцующую девушку, полюбоваться
возвращающимися героями, и послушать песни песка и крови в страшной жаре.
Естественно, нашлось место и для социальных песен, вроде «Bad
Wisdom» о девушке, намеревающейся сделать аборт и
сатирической «As Girls Go», посвящённой трансвеститам. Продюсер Фромм, ставший вскоре мужем Сьюзан,
называет диск «кусочком совершенства», имея в виду, вероятно, саму Сьюзан, и диск, наконец, получает звание лучшего рок-альбома 1992 года по версии «New
York Music Awards». В личной жизни певицы происходят перемены: спустя
2 года у них с Митчеллом рождается девочка Руби, а ещё
через 2 года Сьюзан триумфально возвращается в
шоу-бизнес с альбомом «Девять объектов желания», выдержанным в традициях
предыдущего диска, но более спокойным и «взрослым». Диск наполнен «соулом», акцентированным звуком бас-гитары
Брюса Томаса, джазовыми темами и ритмами босса-новы.
На диске немало интересных композиций, аранжированных
по-особому: так, «Lolita» ассоциируется с латинским
роком «Oye Como Va» Карлоса Сантаны, «My Favorite Plum»,
одна из лучших песен альбома, основана на материале русских народных песен,
секция струнных на «Stockings» звучит как в некоторых
композициях «Led Zeppelin»,
«Caramel» - босса-нова,
сделанная по старомодному стандарту поп-музыки, колыбельная «World Before Columbus»
- дань ранней Веге. Композиции диска стилизованы под кавер-вершнс,
но это просто удачно найденное решение, как и ретро-имидж самой Сьюзан на фотографиях оформления. Весь музыкальный материал
на диске подготовлен либо самой Сьюзан, либо вместе с
мужем, который спродюсировал и этот альбом. Венцом новейшей истории Сьюзан
стал появившийся «авторский» сборник «Испытанный и верный» в 1998 году, в
который вошли также песни с сингла «Book & A Cover». Кстати, дуэт
DNA снова выпускает в 1999 году танцевальный ремикс
второй песни с этого сингла «Rosemary»,
так что история повторяется и продолжается.
У Сьюзан появляется новый продюсер (на сей раз
не муж) Руперт Хайн,
который известен по работе с Тиной Тёрнер в 80-х годах. Есть надежда, что новый альбом Сьюзан, который с нетерпением ожидается в этом году, будет
отмечен той же печатью творческой незаурядности, что и предыдущие работы. По
крайней мере, новые песни «Harbor Song»,
«Soap And Water», «Widow's Walk», которые Сьюзан обкатывала
на гастролях, в том числе в московском клубе «Мираж» в июне этого года,
доказывают, что Сьюзан по-прежнему играет для меня.
Ну, может быть, немного и для всех остальных.
«Если
твоя любовь уйдёт от меня
Все
цвета станут чёрно-белыми
Мир
станет плоским как до Колумба
В
тот день, когда я потеряю половину своего зрения…»
Сергей Никоненко
“Сьюзан Вега: пойми меня”
Однажды маленькая Сьюзанн и соседский парень Марк сидели на скамейке во дворе.Им обоим было по 4 года.
Вдруг девочка нечаянно уронила свой взгляд на ухажера и нежным голоском
пообещала выйти за него замуж, когда они вырастут. Парня это нисколько не смутило.
Он сказал, что мечтает стать пожарником и облить ее с ног до головы. Больше
всех посмеялись над ними ее родители, а Сьюзанн подумалось,
что Марк — настоящий сильный мужчина.
Однако
желание связать свою судьбу с первым встречным симпатягой очень быстро прошло у
нее. Она вообще стала считать замужество дурным делом и больше не хотела
довольствоваться традиционной ролью женщины. Более того, она стала подражать
мужчинам. Максимально укоротила свои длинные светлые волосы, надела высокие
ботинки и синие джинсы в обтяжку, занялась карате и
стала очень серьезной. Именно из этой вечно блуждающей в своих желаниях девушки
вырос один из самых интеллектуальных фолк–музыкантов
двух последних десятилетий и большой оригинал по жизни по имени Сьюзанн Вега.
11
июля 1959 года в родильном доме Санта–Моники (штат Калифорния) появился на свет
непривычно маленький ребенок. Девочка весила всего два с половиной фунта и
родилась на два месяца раньше положенного срока. Родители назвали ее Сьюзанн, и несколько недель малышке пришлось провести в
инкубаторе. Беззаботным ее младенчество не назовешь. Ее мать — наполовину
немка, наполовину шведка и компьютерный программист по профессии — развелась с
отцом, когда девочке не было и года, и в том же 1960 году повторно вышла замуж за Эдда Вегу, бывшего
пуэрториканца, учителя и писателя, с которым они переехали жить в Нью–Йорк. Сьюзанн росла в испано–язычном квартале вместе с
тремя сводными братьями и сестрами, прекрасно разговаривала как на английском,
так и на испанском и не имела представления о том, что Эд
Вега — ее приемный отец, пока он сам об этом не сказал 9–летней Сьюзанн. Каково же было ее смущение, когда она
узнала, что ее биологический отец — белый. Сьюзанн
долгое время думала, что она наполовину пуэрториканка, а тут такой облом.
"Я гордилась своими латиноамериканскими корнями и часто подшучивала над
белыми, — смущенно анализирует Сьюзанн. — Узнать, что
ты сама белая, — это ввергло меня в шок. Очень трудно было осознать, что ты
белая ворона среди братьев и сестер".
Долгие
годы после этого Вега чувствовала себя чужой. В 1988 году, после того как знаменитый хит–сингл
"Luka" сделал ее фолк–звездой, Сьюзанн наняла частного детектива специально для того,
чтобы найти своего природного отца. Он проживал в Калифорнии и зарабатывал на
хлеб, делая копии известных архитектурных сооружений. Поговорив с ним, она
узнала, что, оказывается, ее юношеский выбор в пользу музыки имел под собой
реальную генетическую почву. Мало того, что ее мама играла на гитаре в джаз–бэнде (об этом она, естественно, знала), так еще в 20–30–х годах ее бабушка (по отцу) Хелен
Грант играла на ударных в женской буги–вугги–группе MERRY MAKERSТ LADIES
ORCHESTRA. Тем не менее она встала на артистический
путь сама при небольшой помощи родителей, которые всячески поощряли
гуманитарное развитие ребенка. Сьюзанн приобщилась к
пению годков так с пяти–шести, сама шила себе костюмы, танцевала и постоянно
тормошила отмороженных соседских детишек. С 9 лет она сочиняла стихи, а в 11
взяла в руки гитару. В 14 лет из–под ее пера вышла первая песня. Музыкантами,
чьи песни наиболее сильно повлияли на становление музыкального вкуса нашей
героини, были Джоан Баез,
Джуди Коллинз, Пол Саймон, Леонард Коен и, конечно же, первая женщина, автор и исполнитель с
гитарой в руках, Джонни Митчелл. Особо следует также отметить биографию Боба Дилана, как ее настольную книгу. "Я не переставала
восхищаться Диланом, потому что он сумел изменить
свою жизнь, — вспоминала Вега. — И я собиралась проделать то же самое".
Первые
шаги в данном направлении были сделаны ею после того, как их семья открыла для
себя буддизм. Буддизм заставил ее поверить в свои силы, увидеть собственный
потенциал. Потом она стала студенткой знаменитой манхэттенской High School Of
Performing Arts, где стала
постигать азы современных танцев. И как–то незаметно для себя она осталась
единственным поклонником Боба Дилана и Леонарда Коена среди своих сверстников и стала интровертом, когда
вокруг била ключом студенческая жизнь. Сьюзанн
интересовали только новые знания, и ею везде управлял дух состязания. Она до
сих пор помнит первый рок–концерт (Лу Рида — отца американского панк–движения),
на котором она оказалась в 19 лет. После него она окончательно решила
распроститься с танцами и, являясь студентом Barnard College при Колумбийском университете (специализация —
английская литература), параллельно стала исполнять классику фолка и кое–что из своей записной
книжки по церквям и местным клубам. Затем были фестивали и клубы Greenwich Village, в том числе
"GerdeТs Folk City", где когда–то
дебютировал Боб Дилан. Но в ее голове все еще играли
песни Лу Рида, которые дали ей свободу сочинять песни с позиции собственного
опыта, а также наставили на путь, который позже назвали лирическим минимализмом.
Это когда автор вместо того, чтобы рассказывать в песне целую историю,
предлагает додумать, продолжить логическую цепочку слушателю.
После
окончания колледжа в 1982 году Вега продолжает выступать в Greenwich
Village и на одном из своих концертов знакомится со
Стивом Эддаббо и Роналдом Файерштайном, двумя шоуменами, которые вскоре становятся ее
менеджерами и продюсерами ее первых демо–кассет.
Печально, но эти демо не пришлись по вкусу ни на одном лейбле, куда Сьюзанн их отослала, а A & M Records
отказали ей дважды. Впрочем, как только лестные отзывы о ее
клубных концертах стали чаще появляться в американской прессе, на A & M
пожалели, что не заключили с ней контракт раньше, и в 1983 году у Веги появился
свой лейбл. То, что к ее музыке относились прохладно, понять можно — все–таки
времена, когда фолк–музыканты продавали миллионами
свои записи, закончились лет пятнадцать назад, но Сьюзанн
приятно удивила свежестью своих идей и по праву заслужила внимание.
В
1985 году она записала свой дебютный альбом "Suzanne
Vega" с ведущим синглом "Marlene On The Wall"
— и критиков буквально подменили. То они поносили всех и каждого, кто в
середине 80–х осмелился взять в руки акустическую
гитару, вместо того чтобы поставить позади себя несколько клавишников,
то вдруг стали состязаться друг с другом в искусстве раздачи комплиментов
"26–летней худенькой девушке с божественным даром писать самые потрясающие
по глубине затрагиваемых тем песни". A & M Records
предполагал уровень продаж ее дебютного альбом в районе 30 000 экземпляров, но
Вега продала около миллиона копий десяти своих песен во всем мире и, как оказалось, записала вместе с бывшим гитаристом Пэтти Смит Ленни Кэйем один из сотни лучших альбомов 80–х
годов. С тех пор минимализм преобладал в ее творчестве. Две песни она написала
в 1986 году специально для альбома Филипа Гласса "Songs From Liquid Days".
Ее
второй альбом "Solitude Standing"
разошелся 3–миллионным тиражом и подарил миру такую замечательную песню, как
"Luka", где повествование ведется от лица маленького оскорбленного
мальчика, который пытается понять, за что его так не любят. Другая песня из
этого альбома акапелльная "TomТs Diner" была ремикширована в 1990 году британскими рэпперами
из команды DNA и способствовала тому, что в 1991 году вышел альбом под
названием "TomТs Album",
собранный из самых интересных перепевок песен Веги,
которые прислали ей фэны и другие музыканты (от
R.E.M. до Nikki D.). Сьюзанн
всегда умела заинтриговать слушателя своими песнями. Часто вдохновению помогали
медицинские и научные справочники, на выдержки из которых нанизывались ее
абстрактные мысли. и
получались великолепные песни. Если посудить, то у нее чертовски необыкновенное
мышление и очень нестандартные взгляды. Она считает сексуальными людей с
чувством юмора, добрых, стильных и самостоятельных, с сильным характером, а не
с милым личиком и большим членом. По современным меркам у нее весьма посредственные имиджмейкеры, потому что, как и 13 лет назад,
она выступает в одних и тех же черных одеждах и, грубо говоря, водит рядовых
граждан за нос своими непонятными песнями. Людям кажется, что они понимают ее
позицию, сочувствуют ее героям, но никто и никогда так до конца и не смог
понять ее собственную натуру — натуру человека не от мира сего, замкнувшегося в
собственном мире иллюзий и фантазий.
Скорее
всего только по этой причине симпатичный по большей части экспериментальный
альбом "Days Of Open Heart", темы которого
были полностью плодом воображения исполнительницы, не получил массовой поддержки.
Впервые работая с новым продюсером и будущим мужем Митчеллом Фрумом, известным своим сотрудничеством с CROWDED HOUSE, в
1992 году Вега увлеклась танцевальной музыкой, синтезаторами и драм–машиной и записала, пожалуй, самый спонтанный свой
альбом "99.9F". Короткие песни казались маленькими записками гения, а
эксперименты со звучанием позволили ей привлечь новое поколение поклонников и
вновь ублажить критиков, которые назвали "99.9F" лучшим рок–альбомом
года. Прославившаяся в последующие четыре года своим сотрудничеством с Лучано
Паваротти, Биллом Моррисси, а также своими
благотворительными концертами, Вега вышла замуж за Фрума,
родила дочь Раби (ей сейчас уже 4 года) и вернулась
на большую сцену с эмоциональным шестым альбомом "Nine
Objects Of Desire". Чтобы продемонстрировать иносказательность и
мистичность этого творения, достаточно назвать все "девять желаемых
объектов" Сьюзанн Веги. Это муж, дочь, Лолита,
Фигура Смерти, три мужчины, одна женщина и слива". Понимайте, как хотите,
— в альбоме много тайных символов и подсказок, а также великолепная живая
композиторская раскраска.
Вышедший
недавно альбом ее лучших песен " Tried & True: The Best of Suzanne Vega" оказался
прекрасной наглядной мозаикой для знакомства с ее творчеством (если вы никогда
с ним не соприкасались) и своеобразным ностальгическим сборником песен юности
для ее старых, проверенных временем поклонников. 17 выпущенных в разные годы
интеллигентных, тонко прочувствованных песен с простенькими обработками и
глубоким смыслом повидали на своем веку возвышения Лиз Фэйр,
Ани ДиФранко, Аланис Мориссетт и Джуэл, явной
последовательницы идей Веги. Когда–то Сьюзанн сама
была заочной ученицей Джони Митчелл, и
преемственность общих идей налицо в женской музыке. Все меняется, у толпы
появляются новые кумиры, но не стоит сбрасывать со счетов тех, кто прокладывал
путь остальным. Даже если Сьюзанн Вега и оставит
музыку ради чего бы то ни было в жизни, ее запомнят таким же исключением из
обыденности, блуждающим в своих мечтах странником, который, уверен, когда–нибудь обязательно достучится в ворота подсознания.
Андрей Барановский